Несмотря на то что большинство отелей применяет стандартную классификацию, основанную на рейтингах (5 звезд, 4 звезды и так далее), четкой градации нет. Это особенно актуально для России, где гостиницы могут самостоятельно присваивать себе рейтинг. Действующее законодательство несколько расплывчато в данном вопросе. В частности, классификация гостиниц по рейтингу проводится на основании выездной проверки. Однако владельцы действительно могут самостоятельно присваивать себе звезды. Также в каждой стране нередко применяется собственная классификация гостиницы.
Виды классификаций
Наиболее распространенной считается классификация гостиницы по системе звезд. Этот рейтинг предполагает оценку отелей в зависимости от уровня предоставляемого комфорта. Однако количество присвоенных звезд определяет стоимость проживания в отелей.
В России также применяется эта система. Но не всегда гостиницы, например, на 4 и 5 звезд сильно различаются между собой по уровню комфорта. То есть данный критерий отчасти условный и определяется на основании субъективной оценки.
В теории в рамках данной классификации одну звезду присваивают, которые:
- отличаются компактными размерами;
- предоставляют минимальный набор услуг;
- имеют однотипные номера.
Несмотря на такое оснащение, в отелях этого типа должны присутствовать:
- полотенца;
- гардероб;
- необходимая мебель.
Обычно у таких гостиниц санузел располагается на этаже. То есть в номерах не предусматриваются туалет и ванная комната.
Отели с двумя звездами предлагают больше удобство. У этой категории гостиниц:
- имеется 1 или 2 типа номеров;
- есть отдельный санузел в каждом номере;
- номер может снять один человек;
- в услуги входит питание (не всегда);
- нет ограничений по времени бронирования.
Но данный вид гостиниц обычно располагается на удалении от транспортных узлов (вокзалов) и других важных городских объектов. Поэтому стоимость проживания в подобных отелях сравнительно низкая.
Согласно условиям данной классификации, три звезды присваиваются гостинице, которая:
- предлагает стандартный набор услуг;
- имеет в номерах санузел;
- предлагает дополнительные услуги (телевизор, холодильник, телефон и другие);
- предлагает несколько типов номеров разной площади.
На территории гостиниц этого типа предусматриваются дополнительные объекты:
- бассейн;
- ресторан;
- кафе;
- прачечная и другие.
Размещение в трехзвездочных гостиницах доступно круглый год и в любое время суток. Согласно данной классификации, такие отели должны располагаться в пределах транспортной доступности.
Для 4-звездочных гостиниц характерен более широкий спектр услуг, чем предлагают 3-здвездочные. У таких отелей есть:
- спортивные площадки;
- кинотеатр;
- развлекательные заведения и другое.
4-звездочные гостиницы предлагают больший перечень дополнительных опций (кондиционер, фен, шампунь и другое). Также в подобных отелях белье меняют ежедневно. А сами гостиницы располагаются в районе с развитой транспортной инфраструктурой.
Пятизвездочные отели предлагают отдых класса люкс. Ряд гостиниц готовы предложить эксклюзивные услуги типа игры в гольф, несколько ресторанов с разными кухнями и так далее.
Однако нужно учесть, что многие страны применяют собственную классификацию. В частности, не всегда близкое расположение к центру города или развитая транспортная инфраструктура определяет класса гостиницы.
При классификации разных отелей применяется градация по назначению. Поэтому признаку выделяют:
- Бизнес-отели. Наиболее распространенная группа, которая ориентирована на бизнес-туристов и деловых людей. Но также в бизнес-отелях часто останавливаются одиночные путешественники и другие.
- Транзитные отели. В эту группу относятся гостиницы, которые ориентированы на временных постояльцев, снимающих номера на несколько часов (транзитные пассажиры в аэропортах, персонал авиакомпаний и другие).
- Люкс-отели. Относятся к популярному и быстрорастущему сегменту гостиниц. У отелей этого типа в номерах гостиная и спальня разделены.
- Отели типа Extended Stay. Ориентированы на людей, которые снимают номера на длительное время. В таких отелях помимо спален и гостиных предусматриваются отдельные кухни.
- Курортные отели. Располагаются на удалении от города поблизости от зон отдыха.
Каждый вид отелей может иметь любую звезду. То есть обе приведенные классификации не пересекаются и не влияют друг на друга.
Популярным вариантом градации считается разделение гостиниц по уровню обслуживания. Но в данном случае используются 2 классификации отелей:
- 5 звезд, обслуживание мирового уровня. Эти отели ориентированы на обеспеченных путешественников. Поэтому на территории предусматриваются рестораны, лаунж-зоны, парковка для автомобилей и другое.
- 3-4 звезды, среднее обслуживание. Наиболее популярный тип гостиниц. Такие отели предлагают стандартный набор услуг, включая еду, напитки и развлечения.
- 1-2 звезды, бюджетное обслуживание. Наиболее удобный вариант для туристов с ограниченным бюджетом. В таких гостиницах обеспечивают комфортное проживание.
В последнее время появились нестандартные виды отелей, которые также набирают популярность:
- Гостевой дом (гестхаус). Представлены в виде небольших домов с 10-30 номерами. Гостевые дома предлагают низкий уровень сервиса, рассчитанный на бюджетных туристов.
- Пансионаты. Этот вид гостиниц ориентирован на туристов, которые вместе с отдыхом проходят лечение. Подобные услуги доступны также в санаториях.
- Хостелы. Недорогие гостиницы, которые снимают на 1-2 ночи. Здесь постояльцы снимают в основном койко-место, а не целый номер.
Классификации отелей не ограничиваются приведенными выше. Число и типы гостиниц изменяется с учетом вкусов путешественников. Поэтому каждую классификацию периодически расширяют или сужают в зависимости от поведения мирового рынка.
За что дают звезды?
В отношении гостиниц применяются разные критерии оценки, на основании которой присваивается соответствующее количество звезд. К числу обязательных пунктов относятся:
- уровень безопасности;
- наличие пунктов (возможностей) оказания первой помощи;
- соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
При этом также учитываются:
- уровень комфортабельности;
- тип и характер оказания услуг;
- особенности номеров;
- особенности гостиниц (наличие ресторанов, спа-процедур и так далее).
Но нужно учитывать особенности туристических потоков и законодательства стран. В частности, 5 звезд присваиваются отелям с просторными номерами и мини-барами. Но в Египте нет таких гостиниц, а в Саудовской Аравии запрещен алкоголь. То есть даже при высоком уровне обслуживания таким гостиницам не присвоят 5 звезд по международной классификации.
Как правильно провести классификацию
В России классификацией гостиниц занимается соответствующее ведомство и аккредитованные организации. Каждый отель должен раз в три года подтверждать свой класс. За рубежом гостиницам присваивается определенная звезда сразу и на всю жизнь.